Как показывают данные, Россия обогнала Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и стала крупнейшим поставщиком нафты в Индию, поскольку Нью-Дели пользуется скидками на российские нефтепродукты и изменением маршрута торговых потоков после начала спецоперации РФ на Украине.
Соседние ОАЭ долгое время были основным источником импортируемой в Индию нафты, используемой для производства нефтехимических продуктов, которые в конечном итоге превращаются в пластмассы и полиэфирные волокна, в то время как Индия ранее покупала мало российской нафты из-за высоких логистических затрат.
Но в этом году скидки на российские поставки после санкций ЕС на импорт топлива из России, а также более высокая стоимость природного газа, альтернативного сырья для нефтехимических производителей, нашли нетерпеливых покупателей нафты среди охотящихся за выгодными покупками индийских заводов.
По данным Vortexa, в январе-сентябре Индия поставила 2,1 миллиона тонн нафты, из которых 37% или 770 000 тонн были продуктом российского происхождения, по сравнению со 154 000 тонн за весь 2022 год. Для сравнения, Vortexa сообщила, что поставки нафты в Индию из ОАЭ упали до 686 000 тонн в январе-сентябре с примерно 697 000 тонн за первые девять месяцев прошлого года.
Данные LSEG показали, что Индия импортировала около 750 000 тонн российской нафты за первые девять месяцев 2023 года по сравнению со всего лишь примерно 185 000 тонн за весь 2022 год и одной или двумя небольшими партиями в 2019 и 2017 годах.
Как отмечает LSEG, Индия импортировала около 670 000 тонн нафты из ОАЭ в январе-сентябре по сравнению с примерно 726 000 тонн за тот же период прошлого года. Несмотря на всплеск закупок в этом году, Индия занимает лишь седьмое место среди импортеров российской нафты, согласно данным судоходной компании Kpler, и сама является крупным производителем и экспортером нафты.
Большую часть российской нафты импортировала компания Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса, по данным LSEG и Kpler. Reliance начала закупать нафту в России в сентябре прошлого года, и объем ее увеличился после введения западными странами ограничения цен на топливо и эмбарго ЕС, как показали данные отслеживания судов.