Спотовые ставки на перевозку сырой нефти крупнейшими судами с Ближнего Востока в Китай, являющийся базовым маршрутом, упали на треть в этом году, поскольку спрос у крупнейшего импортера замедляется, а ОПЕК+ откладывает возобновление приостановленных поставок.
Отраслевая мера для маршрута, которая исключает погрузки в Иране, обычно повышается в последнем квартале из-за сезонных факторов по сравнению с предыдущими тремя месяцами, но в этом году эта тенденция изменилась. Нефтетрейдеры сосредоточены на слабом спросе в Китае, при этом импорт с начала года отстает почти на 2% от темпов 2023 года, поскольку политики борются с замедлением, которое ударило по спросу на сырье. В то же время переход на электромобили и транспортные средства на СПГ поглотил часть потребления сырой нефти. Это помогло направить цены на сырую нефть на курс на ежегодное падение.
ОПЕК+ — альянс производителей сырой нефти, возглавляемый Саудовской Аравией и Россией, — откладывал постепенное возобновление работы простаивающих мощностей три раза подряд, отражая ухудшение прогнозов спроса, а также рост поставок конкурентами. Это фактически сократило объем потенциальных предлагаемых грузов. «VLCCs вынесли на себе основную тяжесть неожиданного замедления импорта китайской сырой нефти в этом году», — сказал Генри Курра, руководитель исследований в брокерской компании Braemar, имея в виду Very Large Crude Carriers, которые обычно перевозят около 2 миллионов баррелей.
Индекс TD3C Балтийской биржи, который отражает ставки для VLCCs на маршруте Ближний Восток — Азия, упал до так называемого Worldscale 39,05 в прошлую пятницу, по данным судовых брокеров. Это примерно на 33% ниже с начала года и эквивалентно чуть менее 8,50 долларов за тонну. По словам Курры, судам VLCC на маршруте Ближний Восток-Китай также пришлось бороться с конкуренцией со стороны растущей доли так называемого теневого тоннажа из Ирана, а также потоков сырой нефти с Дальнего Востока России.
Более низкие сборы представляют собой дополнительную головную боль для операторов танкеров, которые также сталкиваются с перебоями в поставках, которые обычно курсируют по Красному морю из-за атак на суда со стороны поддерживаемых Ираном повстанцев-хуситов. Учитывая слабость в Китае, количество супертанкеров, направляющихся в эту страну, упало до самого низкого за месяц уровня, и фрахтователи делают низкие ставки, чтобы воспользоваться слабыми настроениями, говорят брокеры, знающие рынок.