Ай Вэйвэй представил новое произведение искусства, вдохновленное монументальным триптихом Клода Моне «Водяные лилии» (1914-26). «Водяные лилии № 1», полностью сделанные из конструктора Lego, представляют собой воссоздание одной из самых известных картин французского импрессиониста. Выбирая Моне и работая с промышленными материалами и пигментами, известный китайский художник и активист хочет, чтобы мы бросили вызов нашему представлению о реальности и красоте.
«Водяные лилии № 1» длиной более 15 метров, сделанные из почти 650 000 кирпичиков Lego 22 цветов, являются самой значительной работой Ai Lego на сегодняшний день. Она займет всю стену в галерее Музея дизайна в Лондоне, когда в следующем месяце будет выставлена в рамках «Ай Вэйвэй: осмысление», первой выставки китайского художника, посвященной дизайну, и его крупнейшей выставки в Великобритании за восемь лет.
«Водяные лилии», основное направление художественного творчества Моне в последние десятилетия его жизни, отражает безмятежную красоту природы. Тем не менее, изображенный пруд с лилиями и сад являются искусственными творениями, созданными Моне для садов его дома в Живерни в Нормандии, когда он частично отвел близлежащую реку Эпте для создания этого идеализированного пейзажа.
Таким образом, воссоздавая эту знаменитую сцену, заменяя тонкие человеческие мазки кисти и цвета Моне холодными однородными промышленными деталями и пигментами, Ии заставляет зрителя переосмыслить то, как мы оцениваем реальность и красоту. И чтобы добавить дезориентации, с правой стороны находится темный портал, представляющий дверь в подземный блиндаж в провинции Синьцзян, где молодой художник и его отец, один из самых известных поэтов Китая, Ай Цин, были вынуждены жить в изгнании в 1960-х годах. Она резко контрастирует с раем водяных лилий, который доминирует на сцене.
«В "Водяных лилиях № 1" я объединяю импрессионистскую живопись Моне, напоминающую о дзенизме на Востоке, и конкретные переживания моего отца и меня в оцифрованном и пикселизированном виде», - объясняет художник. «Игрушечные кирпичи как материал, с их качествами прочности и потенциалом для деконструкции, отражают атрибуты языка в нашу быстро развивающуюся эпоху, когда человеческое сознание постоянно разделяется».
Главный куратор Музея дизайна Джастин МакГирк добавляет: «С "Водяными лилиями № 1" Ай Вэйвэй представляет нам альтернативное видение — райский сад. С одной стороны, он персонализировал ее, вставив дверь дома своего детства в пустыне. С другой стороны, он обезличил ее, используя промышленный язык модульных блоков Lego».
Ай экспериментирует с Lego с 2014 года, когда он работал с материалом, ассоциирующимся с игривостью, для создания портретов политических заключенных. «Водяные лилии № 1» будут показаны вместе с другой важной новой деталью Lego, «Без названия (инцидент с Lego)», которая также дебютирует на международном уровне в Музее дизайна в апреле этого года. Эта последняя работа представляет собой серию из пяти обширных “полей”, где на полу галереи будут разложены сотни тысяч предметов, в том числе кубики Lego, подаренные публикой в ответ на отказ компании продавать свою продукцию Ai в 2014 году.