Автопроизводитель Stellantis остановил производство в России в апреле 2022 года, но это решение не помешало российским операторам объединить усилия с китайским партнером в следующем году, чтобы начать производство новых версий моделей Citroen от Stellantis, согласно таможенным данным и двум людям, знакомым с этим вопросом.
По свидетельствам таможенных отчетов, полученных от поставщика коммерческих торговых данных, в декабре прошлого года российская компания Automotive Technologies импортировала не менее 42 машинокомплектов для сборки модели Citroёn C5 Aircross на калужском заводе, контрольный пакет которого по-прежнему принадлежит компании Stellantis (STLA). Как показывают данные, изготовленные в Китае комплекты были произведены китайской компанией Dongfeng Motor Group (0489).
По словам двух сотрудников разных российских автосалонов, Automotive Technologies собирала Citroen C5 Aircross на заводе в Калуге. Они говорили на условиях анонимности, поскольку информация не является публичной. Неясно, содержали ли наборы из Китая детали, подпадающие под действие западных санкций в отношении России, участником которых Пекин не является, и из таможенных данных или источников нет никаких предположений о том, что Стеллантис знал об импорте.
Но результаты подчеркивают отсутствие контроля над западными компаниями, такими как Ikea или Carlsberg (CARL-B), которые открывают новые возможности над своими брендами после приостановки деятельности в России или ухода из страны после начала спецоперации в Украине в феврале 2022 года. Они также демонстрируют растущую зависимость Москвы от Пекина, особенно в автомобильной промышленности.
В ответ на выводы Reuters Stellantis заявила, что с 31 декабря 2023 года она пришла к выводу, что «потеряла контроль над своими предприятиями в России». Она добавила, что в результате признала убыток в размере 144 миллионов евро (154,53 миллиона долларов), включая потерю 87 миллионов евро денежных средств и их эквивалентов. Китайская государственная компания Dongfeng, российское министерство промышленности и торговли и компания Automotive Technologies не ответили на запросы о комментариях по электронной почте.
Российская автомобильная промышленность сильно зависела от инвестиций, оборудования и запчастей из-за рубежа, особенно из Европы. Stellantis обвинил в этом логистические трудности и санкции, введенные против Москвы, когда она приостановила свою деятельность. Ей принадлежит 70% завода в Калуге, а оставшиеся 30% принадлежат Mitsubishi Motors (7211). До февраля 2022 года завод выпускал автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi мощностью 125 000 автомобилей в год.