Китайская компания TikTok инвестирует 1,5 миллиарда долларов, чтобы стать контролирующим акционером подразделения электронной коммерции индонезийской GoTo Gojek Tokopedia, поскольку компания стремится возобновить свой бизнес онлайн-покупок, приостановленный регулирующими органами в крупнейшей экономике Юго-Восточной Азии.
В октябре Индонезия запретила онлайн-покупки на платформах социальных сетей, чтобы защитить мелких продавцов и данные пользователей, что вынудило TikTok закрыть свой сервис электронной коммерции TikTok Shop. Рынок был одним из немногих, где оператор приложений для коротких видеороликов запустил TikTok Shop ранее в этом году, чтобы привлечь большую базу пользователей и бросить вызов быстрорастущим онлайн-продавцам, таким как Shein и PDD Holdings (PDD) Temu, чей вирусный маркетинг в TikTok способствовал их быстрому росту.
Акции GoTo (GOTO.JK), чей бизнес включает в себя услуги такси, доставки и финансовые услуги, упали на 8,3% после этого объявления, поскольку некоторые инвесторы зафиксировали прибыль от недавнего роста акций в ожидании сделки с TikTok. «Нам нужно посмотреть, какие потрясения рынка произойдут после этого партнерства», — сказал аналитик Максимилианус Нико Демус из Pilarmas Investindo Sekuritas.
В рамках сделки TikTok купит 75,01% Tokopedia GoTo, крупнейшей платформы электронной коммерции в Индонезии, за 840 миллионов долларов и включит индонезийский бизнес TikTok Shop в расширенное подразделение Tokopedia. В заявлении обеих компаний говорится, что «стратегическое партнерство начнется с пилотного периода, проводимого при тесных консультациях и надзоре со стороны соответствующих регулирующих органов».
Многие из более чем 270 миллионов жителей Индонезии являются активными пользователями социальных сетей. TikTok, принадлежащий китайской компании ByteDance, имеет 124 миллиона пользователей в этой стране Юго-Восточной Азии и стремится превратить эту большую базу пользователей в крупный источник доходов от электронной коммерции.
В компании сообщили, что сделка будет заключена к первому кварталу 2024 года, и Tokopedia получит от TikTok вексель на 1 миллиард долларов, который можно будет использовать для финансирования потребностей в оборотном капитале.
«TikTok обязался инвестировать более 1,5 миллиардов долларов в расширенную компанию с течением времени, чтобы обеспечить будущее финансирование, необходимое бизнесу, без дополнительного разбавления GoTo», — сказали они.
Tokopedia конкурирует на рынке электронной коммерции Индонезии с Shopee из компании Sea со штаб-квартирой в Сингапуре (SE.N) (931) и Lazada из китайского гиганта электронной коммерции Alibaba (9988.HK) (BABA). В отчете Google, государственного инвестора Сингапура Temasek Holdings и консалтинговой компании Bain & Co говорится, что индустрия электронной коммерции Индонезии вырастет примерно до 160 млрд долларов к 2030 году с 62 млрд долларов в этом году.