Российский поисковый гигант Яндекс в четверг сообщила о росте выручки за весь год на 53% до 800,1 млрд рублей (8,72 млрд долларов), обусловленном органическим ростом по всему бизнесу, от поиска и рекламы до электронной коммерции и услуг такси.
Материнская компания Яндекса (YNDX), котирующаяся на бирже Nasdaq и зарегистрированная в Нидерландах, Yandex NV, на прошлой неделе согласилась выделить некоторые активы в рамках сделки с наличными и акциями на сумму 5,2 миллиарда долларов, что значительно ниже стоимости компании до того, как Россия начала спецоперацию в Украине в феврале 2022 года.
По словам девяти человек, знакомых с переговорным процессом, с которыми беседовало агентство Рейтер, в мире, где западные фирмы массово покидают Россию, иногда за символическую плату, а она в одностороннем порядке захватывает иностранные активы, после 18 месяцев напряженных переговоров возникает чувство облегчения, если не триумфа.
В «Яндексе» заявили, что сделка получила единогласное одобрение совета директоров. Компания постепенно завоевал большую долю рынка российского онлайн-поиска и рекламы, причем этот процесс ускорился после того, как Google, принадлежащий Alphabet (GOOGL), прекратил продавать онлайн-рекламу в России в марте 2022 года.
По собственным оценкам, общая доля Яндекса на поисковом рынке в четвертом квартале составила в среднем 63,8%. Выручка выросла по всем направлениям. Ускоренный наем сотрудников в поисковых системах Яндекса, облачных сервисах и сфере развлечений привел к росту числа сотрудников на 26% в годовом исчислении до 26 361 человека в 2023 году.
В Яндексе рассказали, что скорректированная чистая прибыль увеличилась на 155% до 27,4 млрд руб., однако обесценение нематериальных активов на 6,3 млрд руб. и инвестиций в расширение бизнеса привело к чистому убытку в 6,3 млрд руб. в четвертом квартале.