По данным финской пограничной службы, поставки российской нефти через Балтийское море сократились примерно на 10% за последние четыре месяца 2024 года, поскольку вступили в силу санкции ЕС против российского экспорта нефти и газа, принятые в июне.
Страны Балтийского моря находятся в состоянии повышенной готовности после перебоев в работе силовых кабелей, телекоммуникационных линий и газопроводов после начала спецоперации России в Украине в 2022 году, некоторые из которых были связаны с деятельностью танкеров. В то же время береговая охрана Финляндии следит за теневым флотом, который Россия использует для экспорта нефти через Финский залив.
В конце прошлой недели глава службы безопасности на море Финской пограничной службы Микко Хирви сообщил, что российский флот состоит из старых и находящихся в плохом состоянии танкеров, что означает о существующем риске разлива нефти и нанесения ущерба окружающей среде в мелководном и уязвимом Балтийском море. «За последние четыре-пять месяцев прошлого года мы увидели примерно 10%-ное снижение количества нефти, отправляемой из России», — сказал он, проведя сравнение с предыдущим двухлетним средним показателем, когда 70–80 танкеров в неделю экспортировали нефть из российских портов через Балтийское море.
Хирви сказал, что снижение началось после того, как в июне ЕС увеличил количество танкеров теневого флота, находящихся под санкциями. США в этом месяце также ужесточили свои меры. Санкции могут означать, что танкеры теневого флота выводятся из эксплуатации. «Это, конечно, очень хорошо, но, с другой стороны, одновременно с этим к трафику на Балтийском море добавились старые суда. Эксплуатируемые суда находятся в худшем состоянии, чем раньше», — проинформировал он, добавив, что пока еще слишком рано говорить о том, будет ли снижение их количества временным.
В октябре Береговая охрана Финляндии заявила, что обнаружила помехи в сигналах спутниковой навигации в Балтийском море, и некоторые танкеры изменили данные о своем местоположении, чтобы скрыть свои визиты. Отсутствие навигационных сигналов привело к ситуациям, в которых суда терялись и дрейфовали в опасной близости от островов или мелководья. 30 декабря Береговой охране пришлось задержать нефтяной танкер, направлявшийся в российский порт Приморск из-за отказа двигателя, в то время как Германия задержала еще один танкер, дрейфующий у ее побережья Балтийского моря 10 января.