По мере восстановления круизной индустрии кредитование, благодаря которому бизнес выстоял во время пандемии, теперь может потопить акции. На данный момент бронирование билетов крупнейших круизных компании осуществляется на уровне равном или немного превышающем допандемический.
Тем не менее, некоторые аналитики прогнозируют ослабление туристических тенденций и возможную рецессию впереди.
На первый взгляд, после более чем годичного затишья в отрасли, наконец, заметен прогресс: границы вновь открылись, лимиты заполняемости ослабли, а количество бронирований находится на допандемическом уровне или превышает его. Компании Carnival Corp (CCL 12,44%), Royal Caribbean Group (RCL 15,77%) и Norwegian Cruise Line Holdings (NCLH 15,36%) (акции которых упали в среднем более чем на 45% за последние шесть месяцев) рассчитывают, что в этом году доходы вернутся к нормальным показателям, а это оживит интерес инвесторов.
В пятницу компания Carnival заявила, что она по-прежнему планирует получить прибыль в текущем квартале до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (скорректированная прибыль). В результате такого заявления акции всего сектора выросли в среднем почти на 15% за день.
Хотя отрасль только находится в процессе восстановления, печальная реальность заключается в том, что ей грозит вероятная рецессия, а инфляция и повышение процентных ставок ограничивают и без того экономных потребителей. Carnival, например, также заявила в пятницу, что совокупные предварительные заказы на вторую половину года имеют более низкие цены по сравнению с 2019 годом, отчасти из-за увеличения пропускной способности. Для сравнения были взяты более высокие цены по состоянию на март.
Аналитики, занимающиеся вопросом продаж, сообщают об ослаблении тенденций в сфере путешествий за последние несколько недель. Возможно, это является первым признаком того, что экономическое давление начинает ослаблять активность в данной отрасли, которую первоначально расценили как особенно высокий летний туристический сезон.
Более того, круизные компании имеют огромные долги, образовавшиеся за последние два года, в попытках свести концы с конами. По прогнозам, даже несмотря на вероятное возвращение квартальной прибыли в ближайшие несколько месяцев, коэффициент отношения долга к доходу у всех крупных круизных линий взлетит до заоблочных показателей в текущем году и останется намного выше допандемического уровня даже в следующем.
В начале месяца немецкий судоходный журнал сообщил, что один из крупнейших в мире круизных лайнеров, заказанный азиатской компанией Dream Cruises, может быть списан, так и не выйдя в море. Причина в том, что Genting Hong Kong (GTHKF), материнская компания Dream Cruises, в начале этого года обанкротилась.
Для круизных компаний, зарегистрированных в США, развитие такого сценария маловероятно, поскольку они, благодаря значительному сбору средств на борьбу с пандемией, выглядят уверенно при своей многомиллиардной ликвидности. Но риски все же есть. Согласно прогнозам Патрика Шоулза из Truist, сделанными в начале месяца, Carnival, которая начала пандемию с лучшей капитализацией, чем аналогичные компании, закончит следующий год с отношением чистого долга к Ebitda примерно в 4,6, по сравнению с 6,4 раза для Norwegian и 5,5 для Royal Caribbean. По данным FactSet, спреды по кредитно-дефолтным свопам Royal Caribbean выросли более чем в два раза за шесть месяцев, несмотря на то, что в конце прошлого года заполняемость судов все еще была значительно ограничена.
Причины вполне понятны: по данным Truist, на конец марта Royal Caribbean выплатила около 8 миллиардов долларов США в счет погашения основного долга до конца следующего года (на 77% больше, чем Carnival). Однако Wall Street прогнозирует, что Royal Caribbean в текущем и следующем году заработает на 30% меньше своего конкурента на основе скорректированной Ebitda.
Данная ситуация сложилась не только в результате пандемии. У компаний Carnival, Royal Caribbean и Norwegian есть несколько заказанных у производителей судов. По словам аналитика UBS Робина Фарли, сумма оплат за эти корабли составит сотни миллионов долларов.
Хорошая новость, по словам госпожи Фарли, заключается в том, что, учитывая время и возможность использовать государственные субсидии от судостроительных стран, круизные компании, зарегистрированные в США, смогли взять кредиты по ставкам значительно ниже текущих рыночных для финансирования новых судов. Новые суда добавят мощности. Это необходимо, при условии, что спрос вернется, как и ожидалось. Кроме того, они часто быстрее, обычно более экономичны и располагают отличительными особенностями (например, аттракционы).
Согласно последнему квартальному отчету каждой компании, ликвидность Carnival, включая денежные средства, краткосрочные инвестиции и займы, доступные по возобновляемой кредитной линии компании, составляла 7,5 миллиардов долларов США, а Royal Caribbean - 3,8 миллиардов долларов США, несмотря на то, что по состоянию на прошлый месяц у Carnival было заказано меньше судов.
Крейсеры редко заходят ниже ватерлинии, но инвесторам следует остановиться именно там.
Источник: wsj.com