Официальные лица и руководители компаний заявили, что Россия, ведущий мировой экспортер пшеницы, расширяет свои порты на Балтийском море, стремясь увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции на 50% к 2030 году при одновременном снижении зависимости от традиционных черноморских маршрутов.
Страна, которая экспортировала не менее 72 миллионов метрических тонн зерна в сезоне 2023/24, ищет новые рынки в Латинской Америке и Африке, чтобы диверсифицировать свои традиционные рынки зерна в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Она полагалась на свои черноморские порты для обработки растущего экспорта сельскохозяйственной продукции в течение последних десятилетий, но конфликт с Украиной сделал этот регион рискованным для судоходства, поскольку обе стороны регулярно наносили удары по объектам и инфраструктуре друг друга. «Прошлый год с рекордным урожаем показал, что при таких темпах погрузки на экспорт у нас недостаточно мощностей», — заявила Ксения Боломатова, заместитель руководителя государственного сельскохозяйственного конгломерата ОЗК, владеющего несколькими черноморскими терминалами, на отраслевом собрании в Сочи на юге России.
За последние 18 месяцев Россия открыла два крупных порта, «Высоцкий» и «Лугапорт», в Финском заливе, недалеко от Санкт-Петербурга. «Высоцкий» отгрузил свое первое зерно в апреле 2023 года, а Лугапорт начал работу в июне этого года, и, как ожидается, мощность достигнет 7 миллионов тонн к началу 2025 года, по словам его владельца Novotrans.
Дмитрий Рылько из сельскохозяйственного консалтингового агентства ИКАР сказал, что два порта смогут обрабатывать до 15 миллионов тонн сельскохозяйственного экспорта, включая зерно, в год. Это составит четверть от прогнозируемого экспорта зерна из России в 60 миллионов тонн на сезон 2024/25. Частная компания «Приморский» УПК также планирует построить зерновой терминал в порту «Приморский» мощностью до 5 миллионов тонн.