Россия продвигается вперед в строительстве двух новых транспортных коридоров, соединяющих Азию и Европу, стремясь ослабить санкции из-за войны на Украине, в то время как беспорядки на Ближнем Востоке подрывают мировую торговлю.
Морские и железнодорожные сети, проходящие через Иран, а также Арктический морской проход могут усилить ориентацию Москвы на азиатские державы - Китай и Индию, а не на Европу. У них есть потенциал поставить Россию в центр большей части международной торговли, даже несмотря на то, что США и их союзники пытаются изолировать президента Владимира Путина из-за проводимой спецоперации.
Эти маршруты могут сократить время транзита на 30-50% по сравнению с Суэцким каналом и избежать проблем с безопасностью, от которых страдает Красное море, поскольку повстанцы-хуситы атакуют международное судоходство из-за войны Израиля против ХАМАСа в секторе Газа. Ракетные удары Ирана и беспилотники, направленные на Израиль, усилили региональную нестабильность. В то время как США и их западные союзники избегают маршрутов, поддерживаемых Россией, несмотря на потенциальную экономию средств, крупнейшие страны Азии и Персидского залива проявили интерес.
Устаревшая инфраструктура Ирана сдерживает развитие Международного транспортного коридора Север-Юг, соединяющего Индию с европейской частью России. И даже несмотря на то, что из-за ускоряющихся климатических изменений арктические льды тают, что делает Северный морской путь (СМП) более жизнеспособным вариантом, вдоль удаленного российского побережья сохраняются серьезные логистические проблемы.
Россия готовится инвестировать более 2,351 трлн рублей в модернизацию маршрута через Иран и улучшение объектов вдоль береговой линии российской Арктики, включая флот ледоколов отечественного производства. Она также планирует патрулировать трассу СМП с помощью сети баз беспилотных летательных аппаратов, сообщает газета "Известия" со ссылкой на неназванного представителя Министерства обороны.
В мае прошлого года Россия выдала Ирану кредит в размере 132 млрд рублей (1,4 миллиарда долларов) на строительство жизненно важного недостающего железнодорожного сообщения, которое протянется на 162 километра и соединит город Решт на побережье Каспийского моря с Астарой на границе с Азербайджаном. После завершения строительства железная дорога позволит доставлять грузы из Санкт-Петербурга в Бандар-Аббас, главный экспортный порт Ирана в Персидском заливе. «Его создание позволит нам наладить прямое и бесперебойное железнодорожное сообщение на всем протяжении маршрута Север-Юг», - сказал Путин в ходе видеоконференции с иранским коллегой Эбрагимом Раиси. «Это поможет значительно диверсифицировать мировые транспортные потоки».
Благодаря продажам российской нефти и закупкам электроники, промышленного оборудования и автомобилей торговля с Китаем достигла рекордных 22,8 трлн рублей (240 миллиардов долларов) в 2023 году, что более чем вдвое превышает 16 трлн рублей (108 миллиардов долларов), достигнутых в 2020 году. Торговля с Индией выросла почти до 64 миллиардов долларов в прошлом году по сравнению с примерно 10 долларами. три года назад, когда с начала спецоперации в Украине резко возросли закупки Нью-Дели российской нефти.
Растущая торговля России с Китаем уже побуждает правительство РФ тратить миллиарды на модернизацию своих обширных восточных железных дорог, чтобы расширить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей к 2030 году.