Растущая торговля России с Китаем помогла ее экономике противостоять западным санкциям. Теперь Москва готовится потратить миллиарды на модернизацию своих обширных железных дорог на востоке страны, чтобы ускорить растущее сотрудничество.
Владимир Путин в своем обращении к Федеральному Собранию 29 февраля в преддверии президентских выборов изложил планы по увеличению годовой пропускной способности двух крупнейших железных дорог России — Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей — до 210 миллионов тонн к 2030 году. По данным газеты «Коммерсант», в 2023 году железнодорожные линии было перевезено около 150,5 млн тонн грузов.
14000 тыс. км железнодорожных путей, также известных как Восточный полигон, представляют собой жизненно важную артерию внешней торговли России, связывающую ее западные регионы с Тихим океаном и Китаем. Тем не менее, маршруты уже давно сталкиваются с логистическими проблемами и в настоящее время работают ниже своей номинальной пропускной способности, несмотря на бурный рост торговли с Азией.
28 февраля «Коммерсант» со ссылкой на документы Министерства транспорта сообщил, что железные дороги в 2023 году перевезли примерно на 13% меньше грузов, чем заявленная пропускная способность. Это подчеркивает инфраструктурные проблемы, с которыми сталкивается Россия, продолжающая переориентировать свою экономику в сторону Азии и от Европы после санкций, вызванных началом спецоперации в Украине два года назад.
Учитывая растущее сотрудничество между Китаем и Россией, «важность развития Восточного полигона продолжает возрастать», — сказала Анастасия Пятачкова, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». «Железнодорожные перевозки остаются одним из наиболее удобных способов доставки отдельных видов грузов, в том числе угля».
Еще до спецоперации отечественные грузоотправители сталкивались с препятствиями на маршруте, когда они перевозили товары, такие как уголь, в Азию. Недостатки инфраструктуры, задержки с погрузкой и торговые дисбалансы - все это способствует возникновению узких мест, которые ограничивают объем отгрузки. Но увеличение торговли между Россией и Китаем после европейских санкций стимулировало спрос.
«В прошлом Россия "немного зевала", что-то не делала вовремя», - сказал Путин во время своего выступления. «Теперь мы должны наверстать упущенное, и мы наверстаем упущенное».