Запрет, который вступил в силу с четверга, за некоторыми исключениями в краткосрочной перспективе, похоже, усугубит существующую напряженность на мировых рынках топлива, поскольку спрос в зимние месяцы будет расти, так как у многих мировых нефтеперерабатывающих заводов мало средств для наращивания производства в кратчайшие сроки. В Азии существует дополнительная сложность, заключающаяся в том, что восстановление авиации в Китае также набирает темпы, увеличивая потребление реактивного топлива — продукта, свойства которого аналогичны дизельному топливу.
Ограничение экспорта, введенное Москвой, является последним потрясением, которое испытали энергетические рынки с тех пор, как ее начало спецоперации на Украине в 2022 году перевернуло мировые потоки нефти и нефтепродуктов. Дизельное топливо является основным продуктом мировой экономики, используемым в грузовых автомобилях, кораблях и поездах, и, по данным Vortexa Ltd, в этом году Россия стала крупнейшим в мире морским грузоотправителем.
«Многое будет зависеть от того, как долго Россия будет сохранять запрет на экспорт топлива», — сказал аналитик Банка Содружества Австралии Вивек Дхар, отметив сделанные ею исключения. «Непосредственный эффект будет смягчен тем, что она разрешит экспортировать грузы топлива, если они уже приняты к отправке РЖД или имеют погрузочные документы для морской перевозки».
Переработчики в Китае и Индии экспортируют больше дизельного топлива международным покупателям, поскольку два нефтеперерабатывающих гиганта потребляют рекордные объемы российской, а также иранской нефти. Кроме того, Азия также не входит в число основных покупателей российского дизельного топлива и бензина и, следовательно, не пострадает от запрета сильнее всего.
В пятницу цены на дизельное топливо по сравнению с нефтью Dubai в Сингапуре (показатель прибыли от производства топлива) выросли на 3,4% до 30,21 доллара за баррель. Это остается значительно ниже пика закрытия августа - выше 34 долларов за баррель, что было максимальным показателем с января.