Один из самых прибыльных российских маршрутов торговли нефтью с момента введения западных санкций из-за конфликта в Украине сталкивается с серьезной проблемой из-за недостатков оплаты в другой валюте, кроме долларов, и краткосрочного решения не предвидится.
На протяжении десятилетий доллар США был валютой международной торговли нефтью, и усилия по поиску альтернативы были сорваны трудностями конвертации, а также политическими препятствиями. Согласно трем источникам, знакомым с этим вопросом, проблемы обострились, когда Индия, которая стала крупнейшим покупателем морской нефти в России с тех пор, как европейские покупатели отступили, в июле настояла на оплате в рупиях, и торговая активность почти прекратилась.
Источники, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что российские поставщики нефти, имена которых также не могут быть названы из-за деликатности вопроса, не могут заключать сделки в индийских рупиях из-за неофициальных указаний российского центрального банка, который не будет принимать эту валюту.
Один российский банковский источник, близкий к российскому центральному банку, сказал, что получать выручку в неконвертируемой валюте, имеющей небольшую стоимость за пределами Индии, "бессмысленно". У России ограниченные возможности тратить рупии, поскольку ее импорт из Индии незначителен, сообщил другой источник. Центробанк России не ответил на запросы о комментариях.
По словам двух источников, примерно в середине августа по меньшей мере две крупные российские нефтяные компании пригрозили перенаправить около десятка танкеров, перевозивших до миллиона тонн нефти, которые направлялись в Индию, в другие пункты назначения. 10 торговых источников и официальных лиц также сообщили, что в качестве временного решения конфликта, связанного со сделками с Индией, грузы были оплачены комбинацией китайского юаня, гонконгского доллара в качестве валюты перехода к юаню и дирхама ОАЭ, который привязан к доллару США.
Однако, по их словам, остается проблема поиска жизнеспособной альтернативы доллару и что проблемы затрагивают покупателей в Африке, Китае и Турции, которые стали основными покупателями российской нефти. Согласно данным LSEG и расчетам Reuters, самая большая проблема касается Индии, которая покупает более 60% российской морской нефти. Это крупнейший в целом покупатель российской морской нефти после Китая.
Проблемы, вероятно, усугубятся по мере усиления контроля за торговлей. За последние недели Вашингтон ввел первые санкции в отношении владельцев танкеров, перевозящих российскую нефть по ценам, превышающим предельные западные цены, - это первое применение предельных цен с тех пор, как они были введены в конце прошлого года.