Решение Японии запретить продажу большинства подержанных автомобилей в Россию резко затормозило товарооборот, приближающийся к 2 миллиардам долларов в год, который стремительно рос в тени санкций из-за Украины в других странах, согласно торговым данным и участникам рынка.
В начале августа правительство Японии запретило экспорт в Россию всех автомобилей, кроме малолитражных, отрезав прибыльный обратный канал торговли подержанными автомобилями Toyota, Honda и Nissan для сети брокеров и небольших портов, особенно Фушики, экспортного центра на Японском море.
Уничтожив крупнейший в России источник подержанных автомобилей, санкции привели к снижению цен на подержанные авто в Японии, и левые брокеры стали изо всех сил пытаться отправить автомобили в другие регионы, особенно на рынки с правосторонним управлением в Новой Зеландии, Юго-Восточной Азии и Африке.
Спрос России на подержанные автомобили из Японии резко подскочил после того, как мировые автопроизводители, включая Toyota, прекратили свою деятельность после начала спецоперации России в Украине.
В прошлом году, когда санкции в других странах ужесточались, Россия покупала более четверти японского экспорта подержанных автомобилей по средней цене почти 8200 долларов. Это более чем вдвое превышает цену в 2020 году, когда РФ занимала около 15% экспорта подержанных автомобилей Японии.
Как показывают торговые данные, эти продажи могли превысить 1,9 миллиарда долларов за весь 2023 год, прежде чем Япония ввела свои собственные более жесткие санкции. По информации российского аналитического агентства «Автостат», более половины из 303 тысяч подержанных автомобилей, импортированных в Россию за первые восемь месяцев года, поступили из Японии. Также за тот же период было продано 606 950 новых автомобилей преимущественно российских и китайских марок.
Компания SV Alliance со штаб-квартирой в Тояме, занимающаяся экспортом автомобилей два года назад, была частью военного бума, когда в среднем до июля ежемесячно в Россию из японского города Фусики отправлялось около 6500 подержанных автомобилей. Порт находится примерно в 800 км от российского Владивостока, в двухдневном плавании грузового судна.
«Бизнес упал примерно на 70%, и нам пришлось уволить пару человек, потому что работы не хватает», — сказала Олеся Алексеева, координатор по логистике SV Alliance.