Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь в офисе, тут вам звонит постоянный клиент и выдает: «Акции упали, облигации тоже. Почему бы не начать инвестировать в вино?». Что же ответить? Как бывший консультант, последние 40 лет коллекционирующий вино, я могу вам помочь с ответом.
Для начала, запросите больше информации. Вам объяснят, что за прошлый год индекс Liv-Ex Champagne 50 вырос на 10,8%. (Если вы никогда не слышали о Liv-Ex - это базирующаяся в Великобритании аналитическая компания, которая отслеживает рынок изысканных вин, в основном через аукционные цены).
Затем клиент сообщает, что хочет начать понемногу закупать коллекционное вино в бутылках, хранить у себя дома или у посредников, например, на таможенном складе, а затем, когда придет время, продать его.
Прежде всего, ваш клиент должен понять, что коллекционные вина не продаются в винных магазинах, а тем более, со скидкой.
Винный рынок уже давно решил, какие из вин являются коллекционными, и они в основном продаются по распределению. Например, винодельня Château Lafite Rothschild может производить 20000 ящиков (240000 бутылок) для мирового потребления.
В 2020 году в 12 крупнейших инвестиционных банках работало около 49000 штатных сотрудников, если бы каждый попытался купить по ящику в бонусное время, трое из пяти работников ушли бы домой с пустыми руками. Винные магазины не могут заказывать столько вина, сколько пожелают. Даже, если они получают небольшой объем продукции, это уже считается везением.
Здесь и приходят на помощь винные фьючерсы. В частности, вино Бордо с окончания Второй мировой войны именно так и продавалось. В чем суть? Все очень просто: например, вы заказываете Chateau Petrus, высоко ценимое французское красное бордо из Помероля, которого производится примерно 2500 ящиков (30000 бутылок) в год. Вы вносите полную плату сейчас и получаете поставку примерно через два года.
Аукционы - еще один способ купли-продажи редких вид. Они проводятся крупными домами с момента первого аукциона в Лондоне в 1673 году.
Теперь, после изучения основ покупки и продажи коллекционных вин, вы можете ознакомить вашего клиента с плюсами и минусами таких инвестиций.
К плюсам относится то, что изысканные вина, как вид альтернативных активов, отличаются высокими темпами роста стоимости и, как правило, сохраняют свою стабильность при общей неустойчивости финансовых рынков. Также, как упоминалось ранее, предложение на данном рынке ограничено, и каждый раз, когда кто-то открывает бутылку коллекционного вина или выбрасывает ее, мировое предложение становится еще меньше. Еще один плюс - доступность и изобилие информации о редких винтажах.
Однако данные плюсы не перевешивают минусы, которые ожидают коллекционера, особенно начинающего и/или не обладающего значительным состоянием. Перечислим основные из них:
1. Не быстрая рентабельность. Подавляющее большинство вин требует большого количества времени, чтобы приблизиться к коллекционному статусу. Это не похоже на тот случай, когда вы купили акции Amazon по цене IPO в 1997 году, а затем наблюдали за стремительным ростом вашей прибыли.
2. Огромные транзакционные издержки. Премия с покупателя - дополнительный процент, который взимается с покупателя на аукционе на основе окончательной цены, составляет от 20%, если вы использовали сторонний веб-ресурс. Налог с продаж - еще одна статья расходов, которую необходимо учитывать. Когда вы решите продать вино, комиссия продавца может составить 6%.
3. Хранение. В идеале вино хранится в помещении с контролируемой температурой, зачастую в специализированном хранилище. Страхование является обязательным условием, особенно, если вино хранится дома.
4. Продажа требует времени. Ваш аукционный дом может проводить мероприятия ежеквартально, а на получение оплаты могут уйти недели.
5. Большое количество мошенников. На рынке винных инвестиций не обходится и без этого. Вспомним громкий скандал 2010-х годов, когда половина всех бутылок вина Château Lafite, проданных в Китае, оказались поддельными.
Мой вывод таков: большинство клиентов должны покупать изысканное вино по большей части для своего удовольствия. Если некоторое вино подскочит в цене, они всегда могут рассмотреть возможность их продажи по легальным каналам, например, через специализированные аукционные дома.
Однако ваш клиент точно может быть уверен в одном - даже если данная идея потерпит не удачу, клиент все равно может получить удовольствие от бутылочки прекрасного вина, в отличие от других более нематериальных инвестиций.