Чарли Мунгер, правая рука Уоррена Баффета, до сих пор считает, что его решение 2008 года заставить Berkshire Hathaway инвестировать в начинающего китайского автопроизводителя BYD, который сейчас является самой продаваемой в мире маркой электромобилей, было одним из лучших решений, которые он когда-либо принимал.
"Я никогда не помогал сделать что-то так хорошо в Berkshire, как BYD", - сказал Мангер в среду во время ежегодного собрания в Daily Journal Corp., где Мангер является директором. Мунгер высоко оценил доминирование BYD на китайском рынке электромобилей. "BYD настолько опережает Tesla в Китае", - сказал он. "Это почти смешно".
Китайские потребители со средним уровнем дохода увлечены моделями BYD, продающимся по цене от $14 500 до $29 000, вместо более дорогих предложений от конкурентов, таких как Tesla и Xpeng. BYD поставила 1,86 миллиона автомобилей в 2022 году, что в три раза больше, чем было продано в 2021 году, и достаточно, чтобы стать самым продаваемым производителем электромобилей в мире (хотя продажи включают как гибриды, так и полностью электрические автомобили). Tesla поставит 1,3 миллиона автомобилей по всему миру в 2022 году.
Мунгер отметил, что BYD повысила цены на некоторые из своих наиболее популярных моделей, в то время как Tesla была вынуждена предлагать скидки на свои автомобили. Заканчивающиеся потребительские субсидии на электромобили могут подтолкнуть автомобильные компании к снижению цен, чтобы удержать клиентов. BYD недавно оценила, что ее чистая прибыль в 2022 году составит от $2,2 млрд до $2,4 млрд, что почти на 1200% больше, чем чистая прибыль в 2021 году. BYD также планирует расширяться в Японии и Европе.
"Произошло что-то невероятное", - сказал Мунгер. "Несколько лет назад никто и не слышал о [BYD]". Berkshire Hathaway приобрела 225 миллионов акций BYD в 2008 году за 230 миллионов долларов. Мангер сыграл ключевую роль в инвестициях Баффета и Berkshire Hathaway в BYD, назвав Ван Чуаньфу, генерального директора компании, "комбинацией Томаса Эдисона и Джека Уэлча" в интервью Fortune в 2009 году. С тех пор стоимость доли Berkshire Hathaway в BYD стремительно выросла. На пике стоимости акций компании в июне прошлого года доля Berkshire Hathaway стоила 9,5 миллиардов долларов. (С тех пор акции BYD упали примерно на 30%).
В среду Мангер преуменьшил свое участие в успехе BYD. "Мы пытались отговорить [Ванга] от того, чтобы делать то, что так хорошо работает, что показывает, что в жизни бывают случайности", - сказал он. Berkshire Hathaway сократила свою долю в BYD с прошлого лета, уменьшив ее с 20,47% в начале августа до 11,87% сейчас, после дополнительной продажи акций, о которой сообщалось на прошлой неделе. По подсчетам газеты South China Morning Post, продажи принесли Berkshire Hathaway около 2,6 миллиарда долларов.
Эксперты считают, что продажа акций BYD компанией Berkshire Hathaway соответствует философии Уоррена Баффета об инвестировании в стоимость, или покупке недооцененных акций и их удержании до тех пор, пока рынок не оценит их должным образом. Мунгер поддержал это мнение в среду. "При нынешней цене акций BYD маленький BYD стоит больше, чем вся корпорация Mercedes", - сказал он. Рыночная стоимость BYD составляет 107 миллиардов долларов, в то время как рыночная стоимость Mercedes Benz в настоящее время составляет 83,8 миллиарда долларов. "Это не недооцененная акция", - сказал он. По текущим ценам оставшаяся доля Berkshire Hathaway в BYD стоит около $3,9 млрд.