Ритейлеру электронной коммерции JD.com необходимо убедить инвесторов в своей актуальности в условиях стагнации китайского рынка электронной коммерции, агрессивной ценовой войны, а теперь и ухода крупнейшего акционера Walmart.
Walmart (WMT) объявила на этой неделе о полном выходе из пекинской платформы электронной коммерции, продав свою долю в размере 3,74 миллиарда долларов, что привело к падению цены акций на 10% и и вызвало вопросы о способности JD.com (JD) выдержать изменившуюся ситуацию.
Десять лет назад основатель Ричард Лю убедил инвесторов, что компания может конкурировать с Alibaba (BABA), ее более крупным конкурентом, с помощью своей собственной бизнес-модели, привлекая 1,8 миллиарда долларов в ходе крупнейшего на тот момент IPO китайской компании в США. В 2014 году Alibaba была доминирующей силой на молодом рынке электронной коммерции Китая с долей рынка почти 80%. Работая в тени Alibaba, которая в значительной степени зависит от доходов от рекламы и комиссий от поставщиков, полученных за содействие продажам, JD.com использовала другой, но привлекательный подход.
Ее бизнес-модель, предполагающая прямые продажи покупателям и значительные инвестиции в цепочки поставок и логистику, позволила фирме почти удвоить свою долю на рынке с 14% десять лет назад до 27% в 2023 году. Первоначальная стратегия JD, заключавшаяся в прямых продажах потребителям и доставке товаров через собственную разветвленную логистическую сеть, помогла завоевать доверие потребителей, которые в то время были новичками в онлайн-шопинге, побудив их тратить значительные суммы на фирменную электронику и бытовую технику, а также гарантировала быструю доставку, которую ценили люди. «Учитывая ее высококлассное позиционирование, у JD меньше шансов на уверенный рост на фоне текущего снижения потребления в Китае и отсутствия диверсификации за пределами Китая по сравнению с аналогами, такими как PDD», — сообщил Лю Синлян, аналитик интернет-бизнеса в DCCI Data Center.
Однако раздутая структура затрат JD.com и логистика, которые хорошо служили ей, теперь стали обузой по сравнению с ее конкурентами. «Учитывая ее высококлассное позиционирование, у JD меньше шансов на уверенный рост на фоне текущего снижения потребления в Китае и отсутствия диверсификации за пределами Китая по сравнению с аналогами, такими как PDD», — сказал аналитик Morningstar Челси Тэм. Напротив, в Alibaba Group работает около 200 000 человек, а PDD Holdings (PDD), рыночная капитализация которой в пять раз превысила 40 миллиардов долларов JD.com, имеет сравнительно небольшую команду из всего 17 400 сотрудников.
Ниже на графике представлена прибыль компании Walmart в млрд долларов.