Встреча более 100 стран в минувшую пятницу согласовала промежуточную цель по сокращению выбросов глобальной авиации к 2030 году за счет использования менее загрязняющих видов топлива, но Китай, Россия и некоторые другие выразили обеспокоенность по поводу воздействия на их экономику.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) сообщила, что цель, которая была достигнута после пяти дней переговоров под руководством ООН в Дубае, предусматривает сокращение выбросов углекислого газа на 5% за счет использования более чистых источников энергии, таких как экологически чистое авиационное топливо (SAF), к 2030 году. В более раннем проекте была цель 5-8%.
Соединенные Штаты заявили на заключительном заседании встречи, которое состоялось в преддверии климатического саммита COP28, что эта цель послала «четкий и позитивный сигнал» финансовому сообществу, которое должно инвестировать в новые проекты экологически чистой энергетики.
По оценкам, на авиацию приходится 2-3% глобальных выбросов углекислого газа. SAF является ключевым фактором сокращения этих выбросов, но он дорогостоящий и составляет менее 1% от общего объема мирового авиатоплива. Маурисио Рамирес Коппель, представитель ИКАО из Колумбии, которая планирует производить SAF из таких материалов, как пальмовое масло, заявил, что целевой показатель в 5% «даст толчок и ускорит проекты SAF», предоставив инвесторам четкую цель.
Холдейн Додд, исполнительный директор Air Transport Action Group, которая, среди прочего, представляет производителей планеров и двигателей сказал, что «теперь задача финансового сообщества и энергетического сектора — поддержать необходимую инфраструктуру и начать поставлять SAF во все возрастающих количествах».
Авиация напрямую не подпадает под действие Парижского соглашения по борьбе с изменением климата, но сектор воздушного транспорта ранее обязался привести себя в соответствие с глобальными целями, установив «желательный» целевой показатель чистых нулевых выбросов к 2050 году.
Аналитики говорят, что, собрав вместе те же страны, которые участвуют в COP28, переговоры по авиации на этой неделе дали раннее представление о возможностях дальнейшего сотрудничества. Сделка последовала за спорами по поводу формулировок, в частности, по поводу передачи технологий, которые африканские и другие развивающиеся экономики хотят позволить им нарастить производственные мощности SAF.