Недавно вечером в Каире рабочий убирал столы в пустом ресторане McDonald's. Филиалы других западных сетей быстрого питания в столице Египта также оказались пустынными. Все они пострадали от в значительной степени спонтанной массовой кампании бойкота в связи с военным наступлением Израиля в секторе Газа после смертоносного нападения ХАМАС на юге Израиля 7 октября.
Западные бренды ощущают влияние в Египте и Иордании, и есть признаки того, что кампания распространяется и в некоторых других арабских странах, включая Кувейт и Марокко. Участие было неравномерным, лишь незначительные последствия наблюдались в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах.
Считается, что некоторые компании, против которых направлена кампания, занимают произраильскую позицию, а некоторые имеют финансовые связи с Израилем или инвестиции там. По мере того, как кампания начала распространяться, призывы к бойкоту, распространяемые в социальных сетях, расширились и теперь включают в себя десятки компаний и продуктов, что побуждает покупателей переключаться на местные альтернативы.
В Египте, где маловероятно, что люди выйдут на улицы из-за ограничений безопасности, некоторые считают бойкот лучшим или единственным способом добиться того, чтобы их голоса были услышаны.
«Я чувствую, что даже если я знаю, что это не окажет существенного влияния на войну, то это самое малое, что мы можем сделать как граждане разных стран, чтобы не чувствовать, что наши руки в крови», — сказал 31-й. летний житель Каира Рехам Хамед, который бойкотирует американские сети быстрого питания и некоторые чистящие средства.
В Иордании жители, выступающие за бойкот, иногда заходят в филиалы McDonald's и Starbucks, чтобы побудить немногочисленных клиентов заняться своими делами в другом месте. Распространены видеоролики, на которых видно, как израильские солдаты стирают одежду с использованием моющих средств известных марок, которые зрителям настоятельно рекомендуется бойкотировать.
«Никто не покупает эти продукты», - сказал Ахмад аль-Заро, кассир большого супермаркета в столице Аммане, где покупатели вместо этого выбирали местные бренды.
Во вторник вечером в Кувейте осмотр семи филиалов Starbucks, McDonald's и KFC показал, что они почти пусты. В Рабате, столице Марокко, работник филиала Starbucks сообщил, что на этой неделе число клиентов значительно сократилось. Рабочий и компания не предоставили никаких цифр.
Корпорация McDonald's заявила в заявлении в прошлом месяце, что она «встревожена» дезинформацией относительно своей позиции по конфликту и что ее двери открыты для всех. Его египетская франшиза подчеркнула его египетскую принадлежность и пообещала выделить 20 миллионов египетских фунтов (650 000 долларов) в качестве помощи Газе.
На просьбу прокомментировать ситуацию Starbucks сослалась на заявление на своем веб-сайте о своей деятельности на Ближнем Востоке, которое было обновлено в октябре. В заявлении говорится, что компания является неполитической организацией, и опровергаются слухи о том, что она оказывала поддержку израильскому правительству или армии. Starbucks, которая ранее в этом месяце сообщила о рекордных доходах за четвертый квартал, заявила, что ей больше нечем делиться в своем бизнесе. Другие западные компании в свою очередь не сразу ответили на запросы о комментариях.