Голландский художник Йоханнес Вермеер (1632–1675) сегодня известен благодаря таким картинам, как «Доярка» и «Девушка с жемчужной сережкой», ставшим предметом бестселлера Трейси Шевалье и фильму со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Художник Золотого века создал за свою жизнь небольшое количество работ, из которых сегодня осталось только 37.
В феврале этого года Рейксмузеум в Амстердаме соберет большинство этих картин на выставке Вермеера, крупнейшей из когда-либо представленных выставок работ художника. По крайней мере, 28 картин из очень небольшого творчества Вермеера будут предоставлены музеями и коллекциями, некоторые впервые, из Европы, США и Японии. Коллекция Фрика предоставит на выставку все три своих шедевра Вермеера: «Девушка, прерванная музыкой», «Офицер и смеющаяся девушка» и «Госпожа и служанка». На выставке в Рейксмузеуме впервые все три картины будут показаны вместе за пределами Нью-Йорка с тех пор, как они были приобретены более века назад.
Перед выставкой две картины прошли тщательную экспертизу. Дополнительные основные моменты включают «Девушка с жемчужной сережкой» (Маврикейс, Гаага), «Географ» (Музей Штеделя, Франкфурт-на-Майне), «Дама, пишущая письмо со своей горничной» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), «Женщина, держащая весы» (Национальная галерея Искусство, Вашингтон, округ Колумбия), «Бокал вина» (Gemäldegalerie, Берлин), «Молодая женщина с лютней» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Кружевница» (Лувр, Париж), отреставрированная «Девушка, читающая письмо у открытого окна» из Gemäldegalerie Alte Meister в Дрездене.
Сам Рейксмузеум владеет четырьмя шедеврами Вермеера: «Доярка», «Маленькая улица», «Женщина, читающая письмо» и «Любовное письмо». В преддверии ожидаемого исследования Вермеера группа ведущих кураторов, реставраторов и ученых из Рейксмузеума, Маурицхейса в Гааге и Университета Антверпена тесно сотрудничала, чтобы провести новое исследование картин Вермеера с использованием новейших доступных технологий, включая сложное сканирование Macro-XRF и RIS. Полученные знания проливают новый свет на жизнь и творчество Вермеера, на художественный выбор и мотивацию его композиций, а также на творческий процесс, стоящий за его картинами. Результаты исследования будут опубликованы в 2025 году.
На выставке 2023 года Рейксмузеум представит три картины, авторство которых оспаривается, как Вермеера: «Девушка с флейтой» (ок. 1669–1675, Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия); Святой Пракседис (около 1645 г., Национальный музей западного искусства, Токио) и «Молодая женщина, сидящая за девственницей» (1670–1672 гг.) из лейденской коллекции Томаса Каплана. Сканирование также выявило интересные новые детали известных работ. В «Доярке» на полотне были обнаружены два новых предмета: подставка для кувшина и корзина для огня. Позже сам художник закрашивал их. Самые последние сканирования также выявили то, что явно является подкрашиванием. Используя аналогичную технологию, подмалевок также был отмечен на дополнительных картинах, таких как «Женщина, держащая весы» из Национальной галереи в Вашингтоне. Поэтому общепринятое представление о том, что Вермеер рисовал медленно и с большим раздумьем, должно быть пересмотрено. Его конечные результаты могут показаться замкнутыми и созерцательными, но его метод работы виртуозный и строгий.
Как один из самых почитаемых и известных голландских мастеров, картины Вермеера продаются на аукционах за миллионы долларов США, но в свое время он был менее известен, главным образом потому, что он написал не так много картин (вероятно, около 45), а они были созданы для покровителей в его родном городе Делфте. Его современник Рембрандт (1606 - 1669), напротив, написал сотни работ. Вермеер хорошо зарабатывал, но к 1672 году у него были финансовые проблемы, и он умер банкротом в 1675 году, оставив свою жену и многих детей в нищете.
Питер Рулофс, руководитель отдела живописи и скульптуры и со-куратор выставки, сказал: «Тайна Иоганна Вермеера, также известного как Делфтский сфинкс, цеплялась за художника более 150 лет и стала частью его репутации. Соединяя то, что мы теперь знаем о его личной жизни с его работой, мы приближаемся к Вермееру».