Но в условиях инфляции на предметы первой необходимости, роста стоимости ипотеки, а также удорожания самих отпусков европейские потребители приспосабливаются и выбирают более дешевые направления или время для путешествий. Хотя нет никаких сомнений в том, что следующие несколько месяцев станут настоящим прорывом для джет-сеттинга, эти изменения в привычках могут стать прелюдией к тому, чтобы клиенты обуздали свою страсть к путешествиям.
С тех пор как два года назад экономика вновь начала открываться после завершения коронавируса, потребители отдали предпочтение путешествиям, а не другим развлечениям. Они перешли на более дешевые вина, отказались от еды в ресторане и сократили расходы на свои дома, чтобы защитить свой отпуск.
Это привело к высоким результатам работы авиакомпаний, отелей и платформ бронирования. Ранее на этой неделе Ryanair Holdings Plc сообщила о рекордном количестве пассажиров за июнь, в то время как Wizz Air Holdings и EasyJet Plc также продемонстрировали хорошие продажи. Но акции Jet2 Plc упали на 15% в четверг после того, как британский туристический оператор заявил, что его средний коэффициент загрузки — показатель количества мест, которые авиакомпания смогла продать, — немного отстал от лета 2022 года. Компания также объявила, что ее председатель Филип Мисон намеревался уйти в отставку.
Хотя цены на продукты питания и энергию для домашних хозяйств начали снижаться, повышение процентных ставок означает более высокую стоимость займов для 1 миллиона британских домохозяйств, чьи ипотечные кредиты с фиксированной процентной ставкой должны быть продлены в этом году. Конечно, боль от повышения ставок не будет ощущаться одинаково. Действительно, опрос операторов, проведенный PwC и Travel Trade Gazette в июне, показал, что наибольший спрос приходится на сегменты рынка роскоши и премиум-класса, где клиенты менее подвержены влиянию кризиса стоимости жизни и все еще могут использовать накопленные сбережения.
Есть и другие факторы, способствующие задержке бронирования в этом году. Например, после всех отмененных рейсов и беспорядков в аэропортах в 2022 году некоторые путешественники наблюдают, не повторятся ли деструктивные условия этим летом. И недавняя жара в Великобритании также может побудить некоторые семьи воздержаться от бронирования этого европейского отдыха. Возможно, будет дешевле выбрать «отдых», если они могут рассчитывать на то, что температура в Британии будет соответствовать температуре в Средиземноморье.
Там, где потребители бронируют отпуск, есть признаки того, что финансовое давление семей начинает сказываться на их выборе. Томас Кук, возродившийся в настоящее время как онлайн-турагент, генерирует около 50% своих летних бронирований от семей. Несмотря на то, что в последнее время он пользовался сильным спросом, поскольку потребители тратят свои накопления перед школьными каникулами на летнюю поездку, многие семьи пытаются максимально растянуть свой бюджет.
Например, они выбирают более дешевые направления, предпочитая Марокко Майорке. Отдыхающие заново открывают для себя прелести курортов на материковой части Испании, таких как Коста-Брава и Коста-Дорада, включая такие места, как Салоу. На последних есть множество развлечений для всей семьи, и они примерно на 20% дешевле, чем на Канарских и Балеарских островах. Другие путешественники избегают мест, которые, как известно, требуют больших бюджетов, чтобы хорошо провести время, таких как Ибица, Миконос и Марбелья.
Аналогичная картина и с арендой жилья в Европе. По данным AirDNA, отслеживающей рынок, по состоянию на 11 июня на следующие шесть месяцев было забронировано на 23% больше ночей, чем на тот же момент 2022 года. Но самый большой всплеск бронирований был в сентябре и октябре, поскольку гости стремятся путешествовать за пределами самых жарких, загруженных и дорогих периодов.
Некоторые семьи воздерживаются от бронирования летнего отпуска, ожидая, смогут ли они позволить себе отдых. Другие надеются, что цены на авиабилеты и проживание снизятся или что они смогут заключить сделку в последнюю минуту.
Несмотря на эти сдвиги, следующие несколько месяцев, вероятно, будут весьма благоприятными для авиакомпаний, отелей и туроператоров. Но поскольку семьи в течение последних двух лет отдавали приоритет путешествиям, а более высокие затраты по кредитам начинают съедать бюджеты домохозяйств и истощать сбережения, индустрия не должна рассчитывать на бесконечное лето.