Когда война в столице Судана вынудила Сару аль-Шариф и ее семью бежать, 19-летняя студентка, изучающая информационные технологии, оставила свои книги и компьютер. Сейчас в Сеннаре, в 30 км к юго-востоку от Хартума, у нее нет стабильного подключения к Интернету или паспорта для выезда за границу, и, как и многие другие, она не видит возможности продолжать учебу, пока бушуют боевые действия между соперничающими военными группировками.
Конфликт, начавшийся в середине апреля, привел к коллапсу шатающейся системы образования Судана, многие школы были закрыты или перепрофилированы для размещения перемещенных лиц, а большинство общенациональных выпускных экзаменов отменено.
«Эта война положила конец образованию в Судане, и все превратилось из плохого в невозможное», — сказал Шариф. Конфликт привел к ежедневным боям на улицах Хартума, возобновлению нападений на этнические меньшинства в Дарфуре и перемещению более 4 миллионов человек в Судане и за его пределы.
По словам Симоны Вис из ЮНИСЕФ в Судане, «поступает тревожное количество сообщений о том, что и мальчики, и девочки вербуются вооруженными группами».
По данным Организации Объединенных Наций (ООН), по крайней мере 89 школ в семи штатах используются в качестве приютов для перемещенных лиц, что вызывает опасения, что многие дети не будут иметь доступа к школам в новом учебном году и могут подвергнуться детскому труду и жестокому обращению.
В среду министр образования отменил большинство выпускных школьных экзаменов в пострадавших от войны районах.
«В нынешних обстоятельствах любой поймет, что новый учебный год невозможен», — сказал Сахар Абдулла, переехавший учитель из Хартума, который также ищет убежища в Сеннаре.
Учителя бастуют
Еще до войны между армией Судана и военизированными Силами оперативной поддержки (RSF) организация «Спасти детей» оценила Судан как одну из четырех стран мира, где образование подвергалось крайнему риску.
В настоящее время число детей, не посещающих школу, выросло с 6,9 миллиона до 9 миллионов, более миллиона детей школьного возраста были перевезены, и по меньшей мере 10 400 школ были закрыты с начала боевых действий, по данным благотворительной организации.
В то время как Хартум имеет свои интеллектуальные традиции, система школьного образования пришла в упадок из-за недостаточного инвестирования, политического вмешательства и тяжелого экономического кризиса. Затем его нарушили уличные протесты до и после свержения бывшего лидера Омара аль-Башира в 2019 году, необычно сильные наводнения в 2020 году и пандемия коронавируса.
Из-за переполненности школьных классов «некоторые ученики приносили стулья с собой. Не хватало учебников, чтобы помочь учителям выполнять свою работу», — сказал Абдулла, уволенный учитель.
Незадолго до начала войны государственные учители устроили трехмесячную забастовку из-за оплаты и условий труда. По словам высокопоставленного члена Суданского комитета учителей, с марта зарплату не получали 300 000 учителей.
«Мне не платили зарплату четыре месяца, и я понятия не имею, когда вернусь к работе», — сказала Фатима Мохамед, перемещенная учительница, бежавшая из Хартума в штат Гедараф после того, как ее школу настигли СРБ.
«Ждать и надеяться»
Несмотря на перерывы в последние годы, Рабаб Насреддин сумела поступить на третий курс юридического факультета Хартумского университета, когда началась война. Тогда ей тоже пришлось бежать, бросив документы об образовании и документы, которые могли позволить ей продолжить обучение в другом месте. «Единственный вариант, который у нас есть, — это ждать и надеяться на лучшее», — сказала она.
Работники по оказанию помощи пытаются помочь смягчить кризис, создавая безопасные места для обучения и оказывая детям психосоциальную поддержку. «Образование не может ждать», глобальный фонд ООН, занимающийся образованием в условиях чрезвычайных ситуаций, собрал 12,5 млн долларов и намерен предоставить образовательные услуги 120 000 детей в Судане и соседних странах.
Во время пандемии COVID-19 родители в богатых странах «не хотели, чтобы дети ждали год или месяц для получения образования», — сказала Ясмин Шериф, исполнительный директор фонда. «Так почему мы должны ожидать, что они (в Судане) будут ждать образования, пока конфликт не закончится?»
Некоторые из тех, кто бежал из Судана, стремятся поступить в школы и университеты за его пределами, в том числе в Египте. Но в Чаде, куда прибыло более 377 тысяч беженцев, таких вариантов нет.