Генеральный директор Tesla Илон Маск в четверг продемонстрировал долгожданное роботакси с двумя дверями типа «крыло чайки» и без руля и педалей и удивил робованом, сделав ставку на смещение акцента с недорогих массовых автомобилей на роботизированные транспортные средства.
На торжественной презентации Маск представил Cybercab, который будет выпускаться с 2026 года - в конечном итоге в больших объемах - по цене менее 30 000 долларов. Затем он представил Robovan, который может перевозить до 20 человек, хотя и сообщил несколько дополнительных подробностей. Но Маск, у которого есть опыт невыполнения прогнозов - и который сам сказал, что склонен быть оптимистом в отношении сроков, - не сказал, как быстро Tesla (TSLA) сможет увеличить производство роботакси, устранить неизбежные нормативные препятствия или реализовать бизнес-план, чтобы обойти конкурентов роботакси, таких как Alphabet (GOOGLE) Уэймон.
Аналитики и отраслевые эксперты заявили, что внедрение роботаксиса может занять годы, особенно из-за обеспечения безопасности и надежности. Они указали на несчастные случаи, а также на трудности, с которыми сталкивается технология при реагировании на такие сценарии, как ненастная погода, сложные перекрестки и поведение пешеходов. Но Маск, одетый в кожаную куртку и выступавший перед толпой на студии Warner Bros недалеко от Лос-Анджелеса, сказал, что автономные автомобили могут быть в 10 раз безопаснее людей и ездить в пять-десять раз дольше. «Автономное будущее уже здесь», — сказал Маск. «Обладая автономией, вы возвращаете себе свое время». Ранее Маск заявлял, что планирует управлять парком беспилотных такси Tesla, которые пассажиры могут вызывать через приложение. Он сказал, что отдельные владельцы Tesla также смогут зарабатывать деньги в приложении, указав свои автомобили как роботакси. Он не упомянул приложение на мероприятии в четверг.
Мероприятие, названное «Мы, робот» в явном намеке на научно-фантастические рассказы американского писателя Айзека Азимова «Я, робот», перекликается с комментарием Маска о том, что Tesla «должна рассматриваться как компания по производству роботов с искусственным интеллектом», а не как автопроизводитель. Оно началось с задержкой почти в час, которую Маск объяснил неотложной медицинской помощью одного из участников. Презентация, которая готовилась месяцами, длилась менее получаса и ее посмотрели около четырех миллионов человек только на платформе социальных сетей Маска X. «Я акционер и очень разочарован. Я думаю, что рынок хотел более точных сроков», — сказал трейдер акций Деннис Дик из Triple D Trading. «Я не думаю, что он много говорил о чем-либо». Эксплуатация Cybercab будет стоить 20 центов за милю с течением времени, а зарядка будет индуктивной, без розеток, сказал Маск. Эксплуатация робованов будет еще дешевле — 5 центов за милю.
По его словам, транспортные средства будут полагаться на искусственный интеллект и камеры, а не на оборудование, распространенное среди конкурентов роботакси, например, лидар — подход, который эксперты отметили как сложный как с технической, так и с нормативной точки зрения. Помимо транспортных средств, Маск расхваливал «большой прогресс», достигнутый с его гуманоидным роботом «Оптимус», который в конечном итоге может стоить от 20 000 до 30 000 долларов и который может выполнять множество повседневных задач.