Мировая нефтяная столица намерена перейти на электромобили, благодаря чему страна может стать чище. Саудовская Аравия уже предпринимает меры для осуществления данного перехода: получает полезные ископаемые для производства аккумуляторов и участвует в цепочке поставок электромобилей. Такая решительная стратегия должна насторожить страны и компании, которые только оглашают свои амбициозные планы, но не предпринимают реальных мер для их воплощения.
В нынешней ситуации, когда ожидается дефицит и компании пытаются заполучить ресурсы по крайне высокой цене, Саудовская Аравии решила данную проблемы иначе. Государство привлекло добытчиков лития и производителей аккумуляторов, чтобы те создавали предприятия внутри страны. Таким образом ей удается восполнить критический пробел. Власти Саудовской Аравии ставят следующую задачу до конца данного десятилетия: увеличить объем электромобилей на дорогах столицы до 30% от общего количества транспортных средств.
Австралийская компания EV Metals Group Plc, которая специализируется на производстве химикатов и технологий для аккумуляторных батарей, заявила о запуске процесса разработки своих заводов по переработке моногидрата гидроксида лития (ключевого соединения для аккумуляторов) в Саудовской Аравии. В течение последних двух лет компания работала со своими партнерами над технико-экономическим обоснованием, и теперь на предприятии планируется производить высококачественные химикаты для катодных материалов в силовых агрегатах - важного компонента, который пытаются заполучить производители электромобилей. Другая австралийская фирма Avass Group, сообщила о подписанном в феврале соглашении с Саудовской Аравией о совместном производстве электромобилей и литиевых аккумуляторов.
Помимо упомянутых обязательств, Министерство промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии объявило о реализации проектов на сумму 6 миллиардов долларов США в рамках более масштабной программы по развитию горнодобывающей промышленности. Министерство также рассматривает почти 150 заявок от иностранных компаний на получение лицензий на разведку. Правительство подписало соглашение о покупке 100000 электромобилей в течение 10 лет у Lucid Group Inc. (LCID). Представители Foxconn Technology Group (FXCOF), крупнейшего сборщика iPhone, вели с Королевством переговоры о создании предприятия стоимостью 9 миллиардов долларов, которое могло бы производить микросхемы и детали для электромобилей.
Решение Саудовской Аравии по созданию производственных и перерабатывающих мощностей внутри страны было очень дальновидным. Данный шаг не только поможет в конечном итоге снизить стоимость электромобилей, но и сразу обеспечит стране ключевое место в глобальной цепочке ее формирования. До сих пор, кроме Китая и его гигантских производителей аккумуляторов, лишь немногие другие страны смогли достичь значительных масштабов производства.
У Саудовской Аравии есть все необходимое для достижения успеха в данном вопросе: ресурсы, капитал и убежденность - именно этого не хватает многим компаниям и другим странам. Сейчас она пользуется преимуществом в цене на нефть и спросе. Также благодаря своему географическому положению Саудовская Аравия может снабжать ресурсами Европу и получать их из Китая и Австралии. Королевство начало быстро оценивать и выдавать лицензии на добычу полезных ископаемых, чтобы воспользоваться своими минеральными ресурсами, потенциальная стоимость которых оценивается в 1,3 триллиона долларов. Для сравнения, в США выдача разрешений затягивается, а количество одобрений таких планов добычи упало до многолетнего минимума.
Между тем, страна могла бы развивать и свои собственные ресурсы, например, литий, содержащийся в соленом рассоле, побочно добываемом в районе нефтяных месторождений, становится ключевым источником этого металла, поскольку дефицит предложения растет. Исследователи сейчас работают над экономически эффективными способами извлечения и переработки лития в достаточно чистую форму, пригодную для использования в аккумуляторах.
Несмотря на то, что дефицит провоцирует повышение стоимости, а компании борются с ужесточением экологических норм, сдерживающих их развитие, продвижение Саудовской Аравии в области производства материалов для аккумуляторов становится ее долгосрочным преимуществом.
Однако для США и некоторых стран Европы наверстать упущенное кажется почти невозможным. Другие же страны Ближнего Востока также стремятся избавиться от экономической зависимости от нефти и перейти к более экологичным технологиям. Недавно Абу-Даби привлек литиевую компанию для строительства объектов в промышленной зоне Халифа для добычи этого металла и извлечения ценных побочных продуктов из литий-слюдяных и фосфатных минералов.
Будет неудивительно, если в скором времени зависимость многих компаний и стран от нефти Саудовской Аравии сменится зависимостью от важнейших материалов для аккумуляторов. Как было с Китаем.