Авиализинговые компании добились расчетов с Россией на общую сумму более 2,5 млрд долларов (свыше 224 млрд рублей) за более четверти из примерно 400 самолетов, застрявших в стране после начала спецоперации России в Украине в 2022 году.
Взамен международные арендодатели передают право собственности на самолеты государственной страховой компании NSK, которая оставит их российским авиакомпаниям. Министерство финансов России в этом месяце сообщило, что НЛК-Финанс, дочерней компании NSK, на сегодняшний день выделено 296,8 млрд рублей (3,31 млрд долларов) на выкуп самолетов, которые стали предметом противостояния между международными арендодателями и страховщиками,
На этой неделе на конференции Airline Economics в Дублине главы арендодателей самолетов DAE Capital и Aircastle Advisor заявили, что влияние этих соглашений на судебные иски, поданные арендодателями против западных страховщиков, было неясным.
Арендодатели подали в суд на десятки страховщиков из-за убытков в размере не менее 8 миллиардов долларов из-за застрявших самолетов, при этом масштабные судебные процессы запланированы в Дублине в июне и в Лондоне в октябре. Некоторые из них также звучат в США. Как следует из материалов суда, в отдельном судебном процессе группы арендодателей пытаются помешать рассмотрению в Москве дел по перестрахованию на сумму более 4 миллиардов долларов.
Ирландская компания AerCap (AER), крупнейший в мире арендодатель, заявила в сентябре прошлого года, что получила от NSK 645 миллионов долларов в качестве компенсации за 17 самолетов и пять запасных двигателей, арендованных подконтрольной государству авиакомпанией «Аэрофлот» (AFLT) и ее дочернюю компанию «Россия».
В декабре лизингодатель заключил второе соглашение на сумму 572 млн долларов на 47 самолетов и пять запасных двигателей, переданных в лизинг АО «Уральские авиалинии» и АО «Авиакомпания «Сибирь» (S7). AerCap подала иск против таких страховщиков, как AIG (AIG) и Lloyd's of London на 3,5 миллиарда долларов в связи с потерей 116 самолетов и 23 авиационных двигателей в Высоком суде Лондона в соответствии со своей политикой всех рисков.
Ранее в этом месяце Aircastle заявила, что получила 43 миллиона долларов в соглашении, касающемся четырех самолетов, ранее сданных в аренду двум российским авиакомпаниям. В октябре 2022 года Aircastle подала иск в Нью-Йорке к более чем 30 страховщикам в связи с девятью самолетами и другим оборудованием, застрявшими в России. Компания сообщила, что в 2022 году она зарегистрировала убытки от обесценения самолетов на сумму 252 миллиона долларов.