Крупнейшие авиакомпании Европы нацелены на более мелкие сделки и объединения после того, как столкнулись с противодействием со стороны регулирующих органов по поводу полных слияний, сосредоточившись на миноритарных пакетах акций, чтобы укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами.
Reuters поговорил с двумя руководителями авиакомпаний и другими лицами, осведомленными о текущих сделках, которые сказали, что они переходят на более мелкие пакеты акций, чтобы сократить расходы и время, затрачиваемое на дополнительную проверку со стороны регулирующих органов. Тенденция к более мелким сделкам и объединениям знаменует собой сдвиг для перевозчиков региона, которые пытаются объединить фрагментированный рынок, чтобы конкурировать с конкурентами на более консолидированном рынке США и финансируемыми государством гигантами на Ближнем Востоке.
Произошло множество более мелких сделок. В прошлом месяце Lufthansa (LHA) приобрела 10% акций латвийского перевозчика AirBaltic за 14 миллионов евро (14,72 миллиона долларов США) для улучшения своего партнерства по аренде с обслуживанием, что позволяет ей легче делиться самолетами, пилотами и экипажем. Air France-KLM (AF) и Lufthansa выразили заинтересованность в приобретении около 20% акций испанской авиакомпании Air Europa, сообщили источники Reuters, после того как владелец British Airways IAG отказался от плана полного поглощения в 2024 году после нескольких лет переговоров. Air France-KLM и Lufthansa либо отказались, либо не ответили на запросы о комментариях. По данным одного источника, доля оценивается в 200-240 миллионов евро.
Португальский перевозчик TAP, который все еще является потенциальной целью для полного поглощения и оценивается примерно в 1 миллиард долларов, в настоящее время ведет переговоры о завершении продажи менее 50% акций. Он привлек интерес со стороны различных европейских авиакомпаний, включая Air France-KLM, генеральный директор которой на прошлой неделе заявил, что готов представить свое предложение о частичной приватизации авиакомпании. «Кажется, в настоящее время наблюдается некий сдвиг в сторону приобретения меньших долей в целевых авиакомпаниях в Европе», — сказал Дадли Шенли, аналитик Goodbody из Дублина, добавив, что он все еще ожидает консолидации рынка.
Меньшие доли снижают бремя регулирования и контроль в краткосрочной перспективе, хотя они также снижают возможность извлечения синергии как доходов, так и затрат». Европейские регуляторы обеспокоены тем, что крупные поглощения приведут к повышению цен на авиабилеты и ударят по потребителям, что помешало сделке IAG-Air Europa. Немецкая Lufthansa наконец-то заключила сделку на 325 миллионов евро о приобретении 41% акций итальянского перевозчика ITA Airways в январе, но переговоры с Брюсселем о мерах защиты заняли больше года.
Авиационный аналитик Джеймс Холстед сказал, что меньшие доли позволили авиакомпаниям тратить меньше денег на «прощупывание почвы», добавив, что обойти регуляторов, таких как Генеральный директорат по конкуренции Европейской комиссии, стало «сложным и дорогим». «Процедура получения одобрения для одной из трех групп авиакомпаний, на долю которой приходится 60% сетевого трафика в Европу и из нее, становится слишком обременительной», — сказал он. Европейская комиссия отказалась от комментариев.