В конце прошлого года у Nissan были серьезные проблемы, когда конкурирующая Honda предложила спасательный круг: сделку стоимостью 60 миллиардов долларов, которая помогла бы обоим японским автопроизводителям конкурировать с китайскими брендами, перевернувшими автомобильную индустрию с ног на голову. Годы нестабильных продаж и неурядиц в руководстве привели к тому, что Nissan утратил свою силу, особенно после того, как компания недооценила спрос на гибриды в США, на своем главном рынке.
Но переговоры о слиянии сорвались чуть больше чем за месяц из-за гордости Nissan (7201) и недостаточной тревоги по поводу своего затруднительного положения, а также из-за внезапного решения Honda (7267) пересмотреть условия и предложить Nissan стать дочерней компанией, по словам шести человек, знакомых с этим вопросом.
Nissan, который в течение многих лет до 2020 года был вторым по величине автопроизводителем Японии после Toyota (7203), настаивал на получении почти равного отношения на переговорах, несмотря на свою более слабую позицию, сказали трое из них. Honda оказала давление на Nissan, чтобы тот провел более глубокие сокращения рабочей силы и производственных мощностей, но Nissan не желал рассматривать политически чувствительные закрытия заводов, сообщили три источника. Они сказали, что у них сложилось впечатление, что Nissan чувствовал, что может восстановиться самостоятельно, несмотря на растущие трудности.
Эта непримиримость в сочетании с тем, что руководство Honda считало медленным принятием решений Nissan, помогли сорвать сделку, которая могла бы создать одного из крупнейших автопроизводителей в мире, сообщили три источника. Этот отчет о силах, которые потопили мегаслияние, содержит ранее не опубликованную информацию, включая сведения о заводах, которые Nissan хотел оставить открытыми, его сопротивление давлению Honda с целью более глубоких сокращений и реакцию внутри Nissan на некоторые требования Honda.
История основана на интервью Reuters с более чем дюжиной человек, все из которых говорили на условиях анонимности из-за деликатности темы. Отчет проливает новый свет на мышление внутри Nissan, поскольку компания сталкивается с углубляющимся кризисом. Легендарный автопроизводитель теперь сталкивается с дополнительной угрозой американских пошлин на автомобили, произведенные в Мексике, на которые приходится более четверти его продаж в США. Nissan и Honda должны отчитаться о доходах в четверг. «Я думаю, это проблема управления», — сказала Джули Бут, аналитик исследовательской компании Pelham Smithers Associates, о потрясениях в Nissan. «Они полностью переоценивают свое положение, ценность своего бренда и свою способность переломить ход бизнеса».
Ниже представлен график прибыли компаний Nissan и Honda в млрд долларов по годам.